НАТУРИЗМ И НУДИЗМ

logo-sgmuНАТУРИЗМ И НУДИЗМ

Г.Б. Дерягин
Кафедра судебной медицины и права.
г.Архангельск

etc-315[1]Натуризм основан на практике полной обнаженности человеческого тела в обычных условиях, в том числе и в быту, но чаще всего он встречается в дни отдыха.

На XIV Международном Конгрессе национальных федераций нату­ризма, прошедшем на натуристском курорте «Cap d’Agde» (Франция), деле­гатами стран участниц 8 августа 1974 года было принято следующее опреде­ление натуризма:

«Натуризм – это образ жизни в гармонии с природой, внешним проявлением которого является обнаженность людей в обществе, с целью создания благоприятных условий для уважения человеком самого себя, других людей и окружающей среды». 

Таким образом, под натуризмом (от лат. natura – природа) можно по­нимать стремление людей к максимальному приближению к природе путем слияния с ней духа и тела для их укрепления и оздоровления, для реальной реализации равноправия. Натуристы пребывают среди природы обнажен­ными, что сближает их с нудистами (от лат. nudus – голый, нагой). Натуризм, как правило, неразрывно связан с нудизмом, т.е. времяпровождением в обна­женном виде на пляжах, но нудизм – более широко распространенное явле­ние, чем натуризм, среди нудистов нередко оказываются случайные люди, ищущие новых ощущений. От нудистов следует отличать рели­гиозных сектантов натуристской направленности – адамитов, джайнов, а также последователей различных языческих культов.

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАГОТЫ

Для наших древних предше­ственников и людей средневековья обнажение было вполне естествен­ным явлением, например, в Древ­ней Руси ещё в XVI веке общест­венные городские бани были общими для мужчин и женщин без какого-либо разграничения по половому признаку. Под влиянием христиан­ских религи­озных воз­зре­ний, особенно с XVIII века, обществен­ным сознанием в запад­ном мире постепенно овладела мысль о греховности и недопустимости об­нажения тела, получения сексуальных удовольствий.  

Понятно, что в условиях теплого климата Африки и Западной Азии люди могли вполне обходиться без одежды, но обнажение имело и культовое, сакральное значение во время разнообраз­ных священных церемоний. Приступая к общению с божест­венными силами, люди снимали с себя одежду, чему есть много свидетельств. Так, например, общеизвестно требование пол­ного обнажения всех участников и гостей Олимпийских игр, по­священных олимпийским богам. Это требование выполнялось отнюдь не из-за опасений про­никновения на игры женщин (в исключительных случаях им дозволялось присутствовать на играх в качестве зрителей, но тоже обнаженными), а именно из-за сакрального характера игр. Лишь в 393 г. н.э. император Теодосиум, будучи христиа­нином, запретил Олимпийские игры как языче­ские.

Обычаи, которые требовали непременного обнажения участников, отмечены у большинства народов мира, в том числе у славян в процессе выполнения языческих обрядов и во время языче­ских праздников. А из обрядов, исчезнувших лишь в недавнем прошлом, можно вспомнить, на­пример, пропахивание земли вокруг селения, ко­торое совершали при внешней угрозе (приближе­нии эпидемии и т.п.) обнаженные женщины. Ночью они впрягались в плуг и трижды обходили село кругом. Этот обычай бытовал по всей Европе, в том числе и у русских, вплоть до Еще Диоген Лаэртский упоминает гимносо­фистов – индийских аске­тов, отказавшихся от но­шения одежды по религиозным мотивам. Но до сих пор на улицах городов современной Индии можно увидеть свободно пере­двигающихся (или отдыхающих) совершенно обнаженных людей – дигамба­ров («одетых светом», «воздухом»), яв­ляющихся наиболее ортодоксальной частью джайнов – сторонников учения Махавиры, после­дователи наиболее мирной на земле рели­гии, проповедующей непричинение зла живым сущест­вам, верующие в непрерывный процесс переселения душ и пере­воплощения людей в но­вом качестве. На рот они надевают повязки, чтобы случайно не прогло­тить летающее насе­комое, т.е. не лишить его жизни. В руках у них можно увидеть небольшие метелочки, которыми они сметают в сторону с пути своего движения насекомых, чтобы слу­чайно не раздавить их. Дело в том, что доктрины Махавиры (проповедника джайнизма) очень по­хожи на буддистские и ин­дуистские. Джайны ве­рят, что, когда тело чело­века умирает, его душа остается живой и перехо­дит в другое существо (не обязательно человече­ское). Освобождение от бренного мира у них вы­ражается, среди прочего, и в отказе от одежды, так как одежда – символ са­мых жестких запретов человечества, а снятие ее символизирует свободу и непривязанность к миру материи. Власти мно­горелигиозной и многона­циональной Индии, ува­жая религиозные чувства джайнов, не препятст­вуют столь своеобразному сакральному нату­ризму. Полисмен, увидев при­легшего на отдых возле дороги обнаженного джайна, подойдет к нему с целью предотвращения наезда на него, пока он отдыхает.

Джайны также верят в карму, доктрину, ут­верждающую, что этические последствия дейст­вия сильно влияют на будущее человека. Главной целью джайнистской религии является стремление снять накопившийся груз вины с души и таким образом очистить ее. В част­ности, как учил Махавира, этого можно достичь, отказавшись от чувствен­ных удовольствий. Джайнистские монахи особенно практиковали жесткий аске­тизм. Нужно отметить, что активное голодание до смертельного исхода всегда считалось особенно похвальным.  

ИСТОРИЯ НАТУРИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Натуризм как порыв к сближе­нию с природой, попытка освобож­дения от «буржуазной» морали и ханжеских норм зародился в проти­вовес нажиму пуритан в среде рево­люционно и нигилистически настро­енной студенческой молодежи в Германии на рубеже ХIХ и ХХ ве­ков. Именно тогда Генрих Пудор из­дал две книги по теории нудизма – «Нагие люди. Ликование будущего» и «Культ наготы». В них содержа­лись идеи воспитания гармонично духовно и телесно развитого совершен­ного человека нордической расы, а сам натуризм тогда назывался свободным культуризмом. Позже встречались названия нудокультуризм и нудонацизм (идеи натуризма, несмотря на их изначальный пацифизм, были популярны в офицерской среде).  

Вслед за названными книгами появилось сочине­ние Рихарда Унгевиттера «Нагота». Он же основал первое нудистское общество «Тифаль». Члены общества строго придерживались веге­тарианства, отказа от курения и употребления алкоголя, ин­тенсивно занимались гимна­стикой; они были убеждены, что нудизм – это способ лю­дей открыться миру, освобо­дится от похоти и всяческого рода извращений, порожденных уклонением человека от природы и подавлением его естественных потребностей. Возле Гамбурга нудисты приобрели участок земли, основав там первую в мире ну­дистскую базу отдыха. Вскоре были созданы общественные организации ну­дистов в Берлине (1910г.) и Штутгарте (1911 г.).

Вообще движение за право быть обнаженным оказалось тесным обра­зом переплетено со стремлением молодежи к реформаторским преобразова­ниям, которые вскоре и последовали, резко изменив за ХХ столетие облик западной цивилизации. После волны европейских революций суровые викто­рианские нравы отступили, да и среди нудистов они стали менее суровыми относительно запретов на мясо, требований усиленных занятий физическими упражнениями. С 1920-х годов нудизм стремительно распространился по миру. Национальные федерации и общества нудистов были созданы в ряде стран Европы, в США, Канаде, Новой Зеландии. Они обзавелись собствен­ными или арендованными пляжами, целыми островами, клубами для кругло­годичного общения.

Большой вклад в развитие нудизма в Скандинавии внес датчанин Со­рен Соренсен, который еще в 1936 г. на купленном им на одном из островов близ Копенгагена участке земли создал маленький нудистский рай. В тот же период им совместно с женой был основан первый в Скандинавии нудист­ский клуб «Солнечный спорт Севера». В него входили нуди­сты со всей Скандинавии.

Французский нудизм как движение был основан брать­ями-врачами Гастоном и Ан­дре Дюрвилями. Они стали из­давать журнал «Жить мудро», основали нудистский курорт «Гелиополис», создали Инсти­тут натуризма. Началось ши­рокое применение гидротера­пии и гелиотерапии – лечения солнечными ваннами. С 1944 г. началась история «клубов солнца», система организованного нудистского отдыха и связанного с этим нудистского бизнеса, постепенно разросшегося во всемирную индустрию голого досуга.

Американские нудисты ведут отсчет своего движения с 1929 г. Тогда, в день труда, 3 сентября, в районе Нью-Йорка под эгидой американской лиги физической культуры была проведена первая конференция нудистов. Ключе­вую роль в ее созыве сыграл немецкий эмигрант Курт Бартель. Его сторон­никам пришлось выдержать пуританские преследования, по накалу ничуть не уступавшие гонениям, организо­ванным против коммунистов. В 1933 г. баптистский священник Илсли Бун основал организацию нудистов под названием «Между­народная нудистская конферен­ция» (а вскоре и журнал «Ну­дист»), которая в 1941 г. была пе­реименована в АСА – «Амери­канскую Ассоциацию солнечных ванн».

В России первые нудист­ские пляжи возникли в Крыму, во многом благодаря Максимилиану Волошину, посвятившему новой идее несколько своих трудов, в том числе «Блики. Нагота» (1910 г.) и «Блики. Маски. Нагота.» (1914 г.). Вокруг М. Во­лошина объединилась не только творческие люди, но и представители ари­стократии. Среди крестьянства и рабочих купание в обнаженном виде было вполне естественным явлением, как до этого, так и после, до начала сталин­ских репрессий второй половины 1930-х годов. Достаточно ознакомиться с творчеством художника А. Дейнеки.

В России в 1920-х годах революционно настроенная молодежь не только образовывала раскрепощенные во всех смыслах коммуны, но и про­водила шествия по улицам европейских городов, в том числе и в Москве. Интересно, что больше­вистская верхушка в те годы воспринимала на­готу как часть новой пролетарской культуры, так как «при обнаженности классовые разли­чия исчезают», поэтому «городские нудисты» не подвергались гонениям. Ленин в движении нудистов видел «здоровое пролетарское на­чало».

Детский отдых в России с 1922 г. Также развивался по пути натуризма. Дети в пионер­ских лагерях (да и в лагерях гитлерюгенда тоже, бойскауты в США) до середины 1930-х годов загорали и купались обнаженными. Од­нако тоталитарные режимы с начала 1930-х годов поставили натуризм в затруднительные условия существования. После окончания Второй Мировой войны отметился расцвет ев­ропейского нудизма, особенно на Адриатике.

В настоящее время на Западе нудизм давно уже стал повседневным, нормальным явлением, при этом натуризм является одним из наиболее мас­совых культурно-оздоровительных движений в мире. Международная феде­рация натуризма (INF), работающая под флагом ЮНЕСКО, поддерживает связь с различными организациями и национальными федерациями нату­ризма, существующими во многих странах мира, в том числе и в России.

В современную Россию нудизм постепенно проник уже в начале 1990-х годов из Крыма и Прибалтики. Обнажение людей на пляжах и в иных обще­ствен­ных мес­тах приняло массовый и семейный ха­рактер, распространилось по многим городам. Общества нудистов для своего общения арендуют бани, клубы, базы отдыха и т. д., имеют свои сайты в Интернете.

СЕМЕЙНЫЙ ХАРАКТЕР НУДИЗМА

Обычно нудизм – явление семейное, вовлечение в него родителями своих малолетних детей не преследует низменных целей сексуального удов­летворения с ними, т.е. совершения развратных действий. В среде нудистов считается, что приобщение детей к натуризму дает значительное снижение их естественного любопытства к различию полов, находящихся у многих других людей на грани с патологией, полно­стью предотвращает склонность к подглядыванию, служит основой спокой­ного отношения к проявлениям собственной и чужой сексуальности, разви­тию гармоничных взаимодейст­вий духа и тела. По мнению нуди­стов, это не только может оказы­вать оздоровительное влияние на физическое здоровье, но и на ду­ховное.  

Каждое новое поколение стыдится своего тела меньше, чем предыдущее. Причина – общий рост сексуальной культуры, а со­всем не распущенность, как ду­мают многие. Не так давно в Аме­рике были проведены опросы, и выяснилось, что сыновья и дочки, видевшие родителей обнажен­ными, вступают во взрослую жизнь без особых сексуальных проблем. У них практически не было психических травм, связан­ных с первым сексуальным контактом. Явной склонности к ранним половым связям, подглядыванию тоже не наблюдалось. Считается, что ребенок, у ко­торого родители осознанно принимают нудизм, вырастет без стереотипов, которые могли бы создать ему комплексы во взрослой жизни. «Я такой, ка­ким меня создали природа и родители, значит, я прекрасен» – внутреннее убеждение детей натуристов. Дети воспринимают наготу как нечто нормаль­ное, потому что это личный выбор их семьи.

Первые нудисты протестовали против буржуазной морали внутренне и внешне, но надо признать, что в этом движении всегда были жесткие ограни­чения на половые отношения. Нудизм не есть призыв к сексу. И чтобы их не считали сексуальными извращенцами, первые нудисты провозгласили стро­гие моральные правила, во всяком случае, на пляжах, и ревностно их соблю­дали.

Да и современные общества ну­дистов имеют свои «правила» и «за­коны», в которых исключаются какое-либо насилие, принуждение и все про­тивоправные действия. У нудистов существуют свои определенные эти­ческие принципы и устои. Любому обществу надо понимать, что если та­кой образ жизни позволяет человеку выражать себя, не нарушая законы, полноценно социализироваться, об­щаться и чувствовать себя уютно, то это никоим образом не  должно пресе­каться, караться, преследоваться и т.п. Наоборот, любые проявления сексу­альности должны изучаться, и пусть, если не пропагандироваться, то иметь право на существование, если они не противоправны, несут в себе заряд здо­ровья и жизнерадостности.

В российском законодательстве нет норм права, которые предусматри­вали бы ответственность за органи­зацию нудистских пляжей, нудист­ских зон отдыха. Обнажение чело­века в пределах нудистского пляжа или нудистского городка (иного места сбора нудистов), среди по­добных себе по взглядам людей, вне общества лиц с противополож­ными воззрениями или в одиноче­стве не может считаться правона­рушением ввиду иных норм мо­рали, принятых среди натуристов (нудистов) относительно вопроса обнажения тела. В последнее время натуристы добились права посещать магазины и бары в некоторых европей­ских нудистских городках и базах отдыха (при гостиницах соответствующего профиля) полностью обнажёнными. Хулиганский мотив в таких действиях отсутствует. Применение ст. 20.1 КоАП РФ неправомерно.

Взято здесь: http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/articles/naturism.html

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru      

Все права на представленные на моём сайте фото, видео или печатные материалы сохраняются за авторами этих материалов.