НАТУРИЗМ И НУДИЗМ
Г.Б. Дерягин
Кафедра судебной медицины и права.
г.Архангельск
Натуризм основан на практике полной обнаженности человеческого тела в обычных условиях, в том числе и в быту, но чаще всего он встречается в дни отдыха.
На XIV Международном Конгрессе национальных федераций натуризма, прошедшем на натуристском курорте «Cap d’Agde» (Франция), делегатами стран участниц 8 августа 1974 года было принято следующее определение натуризма:
«Натуризм – это образ жизни в гармонии с природой, внешним проявлением которого является обнаженность людей в обществе, с целью создания благоприятных условий для уважения человеком самого себя, других людей и окружающей среды».
Таким образом, под натуризмом (от лат. natura – природа) можно понимать стремление людей к максимальному приближению к природе путем слияния с ней духа и тела для их укрепления и оздоровления, для реальной реализации равноправия. Натуристы пребывают среди природы обнаженными, что сближает их с нудистами (от лат. nudus – голый, нагой). Натуризм, как правило, неразрывно связан с нудизмом, т.е. времяпровождением в обнаженном виде на пляжах, но нудизм – более широко распространенное явление, чем натуризм, среди нудистов нередко оказываются случайные люди, ищущие новых ощущений. От нудистов следует отличать религиозных сектантов натуристской направленности – адамитов, джайнов, а также последователей различных языческих культов.
САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАГОТЫ
Для наших древних предшественников и людей средневековья обнажение было вполне естественным явлением, например, в Древней Руси ещё в XVI веке общественные городские бани были общими для мужчин и женщин без какого-либо разграничения по половому признаку. Под влиянием христианских религиозных воззрений, особенно с XVIII века, общественным сознанием в западном мире постепенно овладела мысль о греховности и недопустимости обнажения тела, получения сексуальных удовольствий.
Понятно, что в условиях теплого климата Африки и Западной Азии люди могли вполне обходиться без одежды, но обнажение имело и культовое, сакральное значение во время разнообразных священных церемоний. Приступая к общению с божественными силами, люди снимали с себя одежду, чему есть много свидетельств. Так, например, общеизвестно требование полного обнажения всех участников и гостей Олимпийских игр, посвященных олимпийским богам. Это требование выполнялось отнюдь не из-за опасений проникновения на игры женщин (в исключительных случаях им дозволялось присутствовать на играх в качестве зрителей, но тоже обнаженными), а именно из-за сакрального характера игр. Лишь в 393 г. н.э. император Теодосиум, будучи христианином, запретил Олимпийские игры как языческие.
Обычаи, которые требовали непременного обнажения участников, отмечены у большинства народов мира, в том числе у славян в процессе выполнения языческих обрядов и во время языческих праздников. А из обрядов, исчезнувших лишь в недавнем прошлом, можно вспомнить, например, пропахивание земли вокруг селения, которое совершали при внешней угрозе (приближении эпидемии и т.п.) обнаженные женщины. Ночью они впрягались в плуг и трижды обходили село кругом. Этот обычай бытовал по всей Европе, в том числе и у русских, вплоть до Еще Диоген Лаэртский упоминает гимнософистов – индийских аскетов, отказавшихся от ношения одежды по религиозным мотивам. Но до сих пор на улицах городов современной Индии можно увидеть свободно передвигающихся (или отдыхающих) совершенно обнаженных людей – дигамбаров («одетых светом», «воздухом»), являющихся наиболее ортодоксальной частью джайнов – сторонников учения Махавиры, последователи наиболее мирной на земле религии, проповедующей непричинение зла живым существам, верующие в непрерывный процесс переселения душ и перевоплощения людей в новом качестве. На рот они надевают повязки, чтобы случайно не проглотить летающее насекомое, т.е. не лишить его жизни. В руках у них можно увидеть небольшие метелочки, которыми они сметают в сторону с пути своего движения насекомых, чтобы случайно не раздавить их. Дело в том, что доктрины Махавиры (проповедника джайнизма) очень похожи на буддистские и индуистские. Джайны верят, что, когда тело человека умирает, его душа остается живой и переходит в другое существо (не обязательно человеческое). Освобождение от бренного мира у них выражается, среди прочего, и в отказе от одежды, так как одежда – символ самых жестких запретов человечества, а снятие ее символизирует свободу и непривязанность к миру материи. Власти многорелигиозной и многонациональной Индии, уважая религиозные чувства джайнов, не препятствуют столь своеобразному сакральному натуризму. Полисмен, увидев прилегшего на отдых возле дороги обнаженного джайна, подойдет к нему с целью предотвращения наезда на него, пока он отдыхает.
Джайны также верят в карму, доктрину, утверждающую, что этические последствия действия сильно влияют на будущее человека. Главной целью джайнистской религии является стремление снять накопившийся груз вины с души и таким образом очистить ее. В частности, как учил Махавира, этого можно достичь, отказавшись от чувственных удовольствий. Джайнистские монахи особенно практиковали жесткий аскетизм. Нужно отметить, что активное голодание до смертельного исхода всегда считалось особенно похвальным.
ИСТОРИЯ НАТУРИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Натуризм как порыв к сближению с природой, попытка освобождения от «буржуазной» морали и ханжеских норм зародился в противовес нажиму пуритан в среде революционно и нигилистически настроенной студенческой молодежи в Германии на рубеже ХIХ и ХХ веков. Именно тогда Генрих Пудор издал две книги по теории нудизма – «Нагие люди. Ликование будущего» и «Культ наготы». В них содержались идеи воспитания гармонично духовно и телесно развитого совершенного человека нордической расы, а сам натуризм тогда назывался свободным культуризмом. Позже встречались названия нудокультуризм и нудонацизм (идеи натуризма, несмотря на их изначальный пацифизм, были популярны в офицерской среде).
Вслед за названными книгами появилось сочинение Рихарда Унгевиттера «Нагота». Он же основал первое нудистское общество «Тифаль». Члены общества строго придерживались вегетарианства, отказа от курения и употребления алкоголя, интенсивно занимались гимнастикой; они были убеждены, что нудизм – это способ людей открыться миру, освободится от похоти и всяческого рода извращений, порожденных уклонением человека от природы и подавлением его естественных потребностей. Возле Гамбурга нудисты приобрели участок земли, основав там первую в мире нудистскую базу отдыха. Вскоре были созданы общественные организации нудистов в Берлине (1910г.) и Штутгарте (1911 г.).
Вообще движение за право быть обнаженным оказалось тесным образом переплетено со стремлением молодежи к реформаторским преобразованиям, которые вскоре и последовали, резко изменив за ХХ столетие облик западной цивилизации. После волны европейских революций суровые викторианские нравы отступили, да и среди нудистов они стали менее суровыми относительно запретов на мясо, требований усиленных занятий физическими упражнениями. С 1920-х годов нудизм стремительно распространился по миру. Национальные федерации и общества нудистов были созданы в ряде стран Европы, в США, Канаде, Новой Зеландии. Они обзавелись собственными или арендованными пляжами, целыми островами, клубами для круглогодичного общения.
Большой вклад в развитие нудизма в Скандинавии внес датчанин Сорен Соренсен, который еще в 1936 г. на купленном им на одном из островов близ Копенгагена участке земли создал маленький нудистский рай. В тот же период им совместно с женой был основан первый в Скандинавии нудистский клуб «Солнечный спорт Севера». В него входили нудисты со всей Скандинавии.
Французский нудизм как движение был основан братьями-врачами Гастоном и Андре Дюрвилями. Они стали издавать журнал «Жить мудро», основали нудистский курорт «Гелиополис», создали Институт натуризма. Началось широкое применение гидротерапии и гелиотерапии – лечения солнечными ваннами. С 1944 г. началась история «клубов солнца», система организованного нудистского отдыха и связанного с этим нудистского бизнеса, постепенно разросшегося во всемирную индустрию голого досуга.
Американские нудисты ведут отсчет своего движения с 1929 г. Тогда, в день труда, 3 сентября, в районе Нью-Йорка под эгидой американской лиги физической культуры была проведена первая конференция нудистов. Ключевую роль в ее созыве сыграл немецкий эмигрант Курт Бартель. Его сторонникам пришлось выдержать пуританские преследования, по накалу ничуть не уступавшие гонениям, организованным против коммунистов. В 1933 г. баптистский священник Илсли Бун основал организацию нудистов под названием «Международная нудистская конференция» (а вскоре и журнал «Нудист»), которая в 1941 г. была переименована в АСА – «Американскую Ассоциацию солнечных ванн».
В России первые нудистские пляжи возникли в Крыму, во многом благодаря Максимилиану Волошину, посвятившему новой идее несколько своих трудов, в том числе «Блики. Нагота» (1910 г.) и «Блики. Маски. Нагота.» (1914 г.). Вокруг М. Волошина объединилась не только творческие люди, но и представители аристократии. Среди крестьянства и рабочих купание в обнаженном виде было вполне естественным явлением, как до этого, так и после, до начала сталинских репрессий второй половины 1930-х годов. Достаточно ознакомиться с творчеством художника А. Дейнеки.
В России в 1920-х годах революционно настроенная молодежь не только образовывала раскрепощенные во всех смыслах коммуны, но и проводила шествия по улицам европейских городов, в том числе и в Москве. Интересно, что большевистская верхушка в те годы воспринимала наготу как часть новой пролетарской культуры, так как «при обнаженности классовые различия исчезают», поэтому «городские нудисты» не подвергались гонениям. Ленин в движении нудистов видел «здоровое пролетарское начало».
Детский отдых в России с 1922 г. Также развивался по пути натуризма. Дети в пионерских лагерях (да и в лагерях гитлерюгенда тоже, бойскауты в США) до середины 1930-х годов загорали и купались обнаженными. Однако тоталитарные режимы с начала 1930-х годов поставили натуризм в затруднительные условия существования. После окончания Второй Мировой войны отметился расцвет европейского нудизма, особенно на Адриатике.
В настоящее время на Западе нудизм давно уже стал повседневным, нормальным явлением, при этом натуризм является одним из наиболее массовых культурно-оздоровительных движений в мире. Международная федерация натуризма (INF), работающая под флагом ЮНЕСКО, поддерживает связь с различными организациями и национальными федерациями натуризма, существующими во многих странах мира, в том числе и в России.
В современную Россию нудизм постепенно проник уже в начале 1990-х годов из Крыма и Прибалтики. Обнажение людей на пляжах и в иных общественных местах приняло массовый и семейный характер, распространилось по многим городам. Общества нудистов для своего общения арендуют бани, клубы, базы отдыха и т. д., имеют свои сайты в Интернете.
СЕМЕЙНЫЙ ХАРАКТЕР НУДИЗМА
Обычно нудизм – явление семейное, вовлечение в него родителями своих малолетних детей не преследует низменных целей сексуального удовлетворения с ними, т.е. совершения развратных действий. В среде нудистов считается, что приобщение детей к натуризму дает значительное снижение их естественного любопытства к различию полов, находящихся у многих других людей на грани с патологией, полностью предотвращает склонность к подглядыванию, служит основой спокойного отношения к проявлениям собственной и чужой сексуальности, развитию гармоничных взаимодействий духа и тела. По мнению нудистов, это не только может оказывать оздоровительное влияние на физическое здоровье, но и на духовное.
Каждое новое поколение стыдится своего тела меньше, чем предыдущее. Причина – общий рост сексуальной культуры, а совсем не распущенность, как думают многие. Не так давно в Америке были проведены опросы, и выяснилось, что сыновья и дочки, видевшие родителей обнаженными, вступают во взрослую жизнь без особых сексуальных проблем. У них практически не было психических травм, связанных с первым сексуальным контактом. Явной склонности к ранним половым связям, подглядыванию тоже не наблюдалось. Считается, что ребенок, у которого родители осознанно принимают нудизм, вырастет без стереотипов, которые могли бы создать ему комплексы во взрослой жизни. «Я такой, каким меня создали природа и родители, значит, я прекрасен» – внутреннее убеждение детей натуристов. Дети воспринимают наготу как нечто нормальное, потому что это личный выбор их семьи.
Первые нудисты протестовали против буржуазной морали внутренне и внешне, но надо признать, что в этом движении всегда были жесткие ограничения на половые отношения. Нудизм не есть призыв к сексу. И чтобы их не считали сексуальными извращенцами, первые нудисты провозгласили строгие моральные правила, во всяком случае, на пляжах, и ревностно их соблюдали.
Да и современные общества нудистов имеют свои «правила» и «законы», в которых исключаются какое-либо насилие, принуждение и все противоправные действия. У нудистов существуют свои определенные этические принципы и устои. Любому обществу надо понимать, что если такой образ жизни позволяет человеку выражать себя, не нарушая законы, полноценно социализироваться, общаться и чувствовать себя уютно, то это никоим образом не должно пресекаться, караться, преследоваться и т.п. Наоборот, любые проявления сексуальности должны изучаться, и пусть, если не пропагандироваться, то иметь право на существование, если они не противоправны, несут в себе заряд здоровья и жизнерадостности.
В российском законодательстве нет норм права, которые предусматривали бы ответственность за организацию нудистских пляжей, нудистских зон отдыха. Обнажение человека в пределах нудистского пляжа или нудистского городка (иного места сбора нудистов), среди подобных себе по взглядам людей, вне общества лиц с противоположными воззрениями или в одиночестве не может считаться правонарушением ввиду иных норм морали, принятых среди натуристов (нудистов) относительно вопроса обнажения тела. В последнее время натуристы добились права посещать магазины и бары в некоторых европейских нудистских городках и базах отдыха (при гостиницах соответствующего профиля) полностью обнажёнными. Хулиганский мотив в таких действиях отсутствует. Применение ст. 20.1 КоАП РФ неправомерно.
Взято здесь: http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/articles/naturism.html