История

Фрагменты "Путеводителя по Крыму" Петра Гармаша.
Издательство "Вояж", Симферополь, 1998 г.

…Летом 1922 года в Канне знаменитая французская красавица Коко Шанель объявила журналистам, что лицо цвета аспирина (которым так гордились нежные салонные барышни) выглядит нездорово и неприятно, красивая кожа - загорелая кожа. Так произошел переворот в летнем образе жизни и летних "ценностях" французов. Как раз в это время миллионы рабочих и служащих получили ежегодные оплачиваемые отпуска и открыли для себя удовольствие летнего отдыха у моря. Конкурентная борьба фирм-производителей пляжных костюмов, эмансипация и упрощение взглядов на одежду, рост популярности спорта и свободной одежды привели к тому, что купальный костюм, когда-то весьма основательный, превратился в "бикини".


Обычно в распространении всяких вольностей и безобразий видят нашествие массовой американской культуры. А вот как раз в Соединенных Штатах по-прежнему популярны сплошные закрытые купальные костюмы. Мода на сведение купальника к одним плавкам пошла со средиземноморских курортов Кипра, Мальты, Крита лет 25 назад, быстро распространилась на Адриатическое побережье Югославии, а потом стала обычной для Болгарии и Румынии.


На всех дорогих пляжах Крыма девушки и особенно молодые замужние женщины купаются и загорают с открытой грудью. Это считается европейским стандартом, и, в общем, так оно и есть.


Трудно вообразить в качестве далекого предка нынешних купальников, например, такое одеяние: "Большая шляпа, подвязанная лентами под подбородком, платье из коричневой шерсти с синими помпончиками, дальше пальто и сапоги…"-принадлежал наряд "записной" красавице (но уже XVIII века) герцогине де Бери.

 

Наша "модная публика" открыла для себя солнце задолго до Коко Шанель, благодаря успехам в лечении туберкулеза, а потом и других заболеваний у взрослых и детей, а главное, благодаря авторитету горячих пропагандистов активного отдыха, физических и климатических методов лечения - знаменитых русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова и Н. Е. Введенского, а также известного лекаря императорской фамилии серьезно повлиявшего на выбор Ливадии в качестве летней резиденции, что, в свою очередь, сразу превратило Ялту в модный великосветский курорт.

 


Термин "солнечные ванны" введен французским врачом Рикли еще в 1855 году, но особого значения для Западной Европы он долго не имел. А вот на крымских курортах число солнцепоклонников росло очень быстро, и когда после строительства железной дороги до Севастополя (1873) Южный берег стал относительно доступнее, а публика поздоровее и попроще - солнцем стали не только лечиться, но и вовсю злоупотреблять. Ведь в начале крымский загар был привилегией высшей знати, потом богатых купцов, промышленников, технической и творческой интеллигенции.
Что понималось под отдыхом в Ялте перед Первой Мировой войной лучше всего описал Алексей Толстой в романе "Сестры" в XII и XIII главах.


"В это лето в Крыму был необычайный наплыв приезжих с севера. По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы, с катарами и бронхитами, и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью, и черноглазые киевляне, не знающие различий гласных "о" и "а", и презирающие эту российскую суету богатые сибиряки; жарились и обгорали дочерна молодые женщины и голенастые юноши, священники, чиновники, почтенные и семейные люди…" - Там много еще забавного. Чего стоит, например, "общество борьбы с купальными костюмами, главным образом преследующее гигиенические цели". Один из героев романа Николай Иванович весьма теоретически подходил к этому вопросу: "Представь за месяц купания на этом пляже организм поглощает йода больше, нежели за это время можно искусственно ввести его внутрь. Кроме того, ты поглощаешь солнечные лучи и теплоту от нагретого песка. У нас, мужчин, еще терпимо, только небольшой пояс, но женщины закрывают почти две трети тела. Мы с этим решительно начали бороться… В воскресенье я читаю лекцию по этому вопросу."


Как бы там ни было, у Николая Ивановича из "Сестер" Алексея Толстого последователи были и после революции. Лечебные пляжи при крупных здравницах без особой рекламы дожили до сих пор. Нудистское подполье в Коктебеле, начало которому положил Максимилиан Волошин, его друзья-художники и их натурщицы (а уж им-то просто нельзя было загорать в купальниках) мягко и цепко достигло положения местной достопримечательности.


Купание голышом во многих странах оценивается как вызов общественному мнению, а нередко и наказывается как мелкое хулиганство. Однако масштабы и экономические выгоды нудистского движения в Крыму заставляют отнестись к нему серьезно.
В крымском нудизме причудливо сплетены вековые традиции семейной русской бани и моральные ценности и открытия молодежной контркультуры Запада, начиная от битников и хиппи 60-х и заканчивая техно-панками 90-х годов. Духовная жизнь обеих российских столиц от "хождения в народ" и до появления Митьков находила именно в Крыму возможность полного единения с природой и настоящей откровенности с друзьями близкими. Ведь "nude" это не только "голый", это еще и "открытый, настоящий, откровенный".


Московская и питерская интеллигенция создала за последние 30 лет десятки очагов ни на что не похожей культуры, через которую уже проходит третье или четвертое поколение. Проходит, не сгибаясь и не оглядываясь, среди каменных хаосов мыса Меганом и Фороса, собирает дрова в бухтах Батилимана и Ласпи, плещется в гротах Султанской скалы и Аю-дага, резвится у Голубовских камней, жарит мидий у мыса Сотера, играет в Разбойничей бухте Нового света и ищет самоцветы в Коктебеле. Когда все это происходит без одежды, власть времени и пространства, денег и карьеры, наций и границ - исчезает. Только ты и те, с кем тебе хорошо. И Южный берег с треском цикад и яростным сиянием звезд, с которым здесь соперничать некому. А еще есть "карманные" пляжи Казантипа и Тарханкута и 100 километров золотого песка Арабийской стрелки!


Район мыса Казантип и несостоявшийся город атомщиков Щелкино последние пять лет стали местом одном из самых интересных молодежных тусовок. Пестрая смесь из шикарно упакованных фан-бордеров (любителей парусной доски), кибер-панков и прочих неформалов с круглосуточным буханьем неземной музыки, танцами на атомном реакторе ночью и гонками на джипах днем - все это делает в середине августа Щелкино куда более интересным и притягательным местом, чем Ялта, даже для новых русских и украинских. Людям с традиционной моралью лучше воздержаться от визитов: такого обилия татуировок, проколотых носов, губ и чего попало, таких бешеных причесок и такого вольного нудизма на территории нашей благовоспитанной территории больше не встретишь.


У каждого из этих мест есть свои фанаты и своя история, уникальные схемы выживания и тайные обряды общения с местными привидениями.
Время, когда на нудистов устраивали облавы. уже прошли, шире стала и география "столичного духа": Киев, Харьков, Симферополь, Севастополь, университетские центры Сибири, города Прибалтики.


Но, конечно, современное распространение нудизма связано с примитивизмом "дикого" отдыха и духовными ценностями "хрущевской оттепели" и последующего молодежного вольнодумства. "Волосатики" - хиппи, правда, теперь облысели и обзавелись внуками. Так что крымский нудизм имеет патриархальный характер, а на место нигилизма и контркультурного напряжения пришел консерватизм и святость традиций.


Под знаком "Ню" ты у себя - только сам. За сто-то сам с собой борешься, но что-то и прощаешь. Особенно на ласковой черноморской или азовской волне под крымским солнышком.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru      

Все права на представленные на моём сайте фото, видео или печатные материалы сохраняются за авторами этих материалов.